J’son & Partners: "Россияне могут не увидеть iPhone!"

30.10.2007 00:43 Гость Клуб: Статьи

Сергей Савин – ведущий аналитик известной консалтинговой компании J’son & Partners, а по совместительству, человек с острым умом, «неизбитым» взглядом и отзывчивой душой – одним словом, настоящий профессионал своего дела. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он с радостью согласился ответить на наши многочисленные вопросы. Так что, представляем на ваш суд интервью с известным аналитиком, где без каких-либо ограничений (типа «это не для массовой аудитории») затрагиваются самые интересные и «горячие» тенденции мобильной отрасли, а также раскрываются многие кулуарные секреты. Внимайте!

– Согласны ли вы с мнением, что российский рынок сотовой связи постепенно близится к насыщению?

– Да, безусловно, это так. Мы видим существенное замедление прироста абонентской базы у операторов сотовой связи, и, как следствие, спад продаж мобильных телефонов (если в 2005 году, по оценке J&P, было продано 33,5 млн штук мобильных телефонов, то в 2006 – всего 31,6 млн).

– Насколько ситуация с относительным снижением темпов подключения новых абонентов коррелирует с развитием рынка мобильных телефонов?

– На мой взгляд, продажи телефонов довольно-таки сильно привязаны к ситуации на рынке сотовой связи. В период бурного роста абонентской базы, когда большинство покупателей только приобщались к сотовой связи, покупка сим-карты всегда сопровождалась покупкой мобильного телефона. Когда прирост новых абонентов существенно замедлился (так как большинство людей, заинтересованных в данных услугах, уже приобщились к ним), то замедлились и продажи телефонов. На текущий момент продажи телефонов формируются из двух частей: первая (большая часть) – это продажа мобильного телефона уже существующему абоненту, вторая – продажа мобильного телефона новому абоненту (тут важно учитывать, что дополнительным сдерживающим фактором является наличие вторичного рынка).

– По данным экспертов, продажи на российском рынке мобильных телефонов все больше смещаются в сторону дорогих моделей. Согласны ли вы с этим утверждением?

– Да, я согласен с данной тенденцией. Явным свидетельством тому служит увеличение средней розничной цены телефона. Если в 2005 году она составила 165 долларов (примерно 4800 рублей), то в 2007 году она выросла до уровня 220 долларов (примерно 5500 рублей).

Сергей

Сергей Савин, ведущий аналитик известной консалтинговой компании J’son & Partners

– Что может измениться на рынке с точки зрения потребителя? В частности, каковы будут потребительские предпочтения по сегментам товаров, то есть какие группы товаров будут продаваться лучше/хуже?

– Я считаю, что потребители в основном будут менять свои телефоны, причем новые телефоны скорее всего будут несколько дороже и значительно функциональнее, чем старые. Наиболее растущими сегментами, по нашей оценке, станут сектор смартфонов, и, особенно, коммуникаторов (КПК с модулем сотовой связи по управлением ОС Windows), также хорошие перспективы у других мобильных устройств «узкой» специализации – «музофоны» и женский сегмент телефонов. Продолжат сокращаться продажи телефонов, относящихся к низшему ценовому сегменту, но тем не менее данный сектор все еще остается достаточно массовым.

– Будет ли у народа в будущем больше денег и будет ли он, этот народ, покупать больше техники, или, другими словами, как будет расти рынок, какими темпами?

– На текущий момент экономическая ситуация складывается довольно благополучно для нашей страны, что позволяет наедяться на то, что рост благополучия граждан продолжится. Учитывая западный опыт и существующие тенденции, можно уверенно предполагать, что потребление товаров в России будет расти, в том числе и в секторе электроники. Если отойти от рынка мобильных телефонов, то, например, рынок ноутбуков растет в последние годы уверенными темпами – как в штучных продажах (ежегодно рынок вырастает более, чем на 2/3), так и в соотношении в общем объеме проданных ПК (по последней оценке доля ноутбуков в продажах ПК составила 25% в России, на Западе данный показатель составляет 40–50%). Уверенными темпами растут продажи плазменных и ЖК-телевизоров и многие другие сегменты рынка электроники.

– Насколько будет меняться соотношение каналов продаж (рынки электроники, сетевые компании, независимые магазины), какова будет расстановка сил среди ритейлеров (федеральные игроки и региональные сети), как она будет меняться в ближайшее время (если будет, конечно), как будут расти продажи крупнейших ритейлеров (в разах, процентах, деньгах)?

– Наверное, прямо сейчас не стоит ожидать существенных изменений в структуре рынка по каналам продаж – крупные федеральные сети как минимум сохранят свои доли, возможно, смогут и увеличить их (по нашей оценке на крупнейших розничных ритейлеров мобильных телефонов приходится около 70% продаж мобильных телефонов). Небольшие локальные сети скорее всего либо примкнут к какой-нибудь франчайзинговой программе, либо продадут бизнес. Хорошие перспективы у федеральных сетей, торгующих бытовой электроникой. На мой взгляд, возможно, что скоро на рынке произойдет несколько крупных сделок по слиянию или перепродаже компаний.

– Какими городами/регионами будут прирастать крупнейшие сети, динамика расширения их географии?

По оценке нашей компании, единственный регион, где еще недостаточно представлены крупнейшие федеральные сети, – это Дальний Восток, также неплохие перспективы у южных регионов России.

– Смогут ли региональные сети противостоять национальным, и если – да, то за счет чего, какие региональные сети все же уйдут с рынка, какие останутся?

– На этот вопрос частично ответил выше. На мой взгляд, данный сегмент скорее всего будет сокращаться, хотя есть и примеры удачно функционирующих компаний в пределах довольно узкого географического покрытия.

– Куда вообще «движутся» салоны связи в России и в мире? Какой формат, на ваш взгляд, будет наиболее востребован в ближайшие годы?

– Салоны двигаются в сторону «повышения эффективности». Сам по себе формат сотовых салонов является достаточно уникальным – это торговые точки небольшой площади с высокой арендной платой – поэтому в условиях сокращения продаж мобильных телефонов и контрактов все неэффективные точки будут закрываться. Кроме того, сотовые ритейлеры активно развивают новые форматы, а переход к более широкому ассортименту цифровой техники в свою очередь требует больших торговых площадей и иных технологий продаж – все это подтолкнуло ряд компаний к выходу в новый формат – это «центры мобильной электроники», отличающиеся большим размером полезной площади, иным месторасположением и оформлением, в сочетании с более широким ассортиментом товаров и услуг. Если говорить про востребованность, то довольно сложно как-то «отранжировать» форматы – для владельцев компаний действуют одни критерии, для покупателей – другие.

– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние и развитие российского рынка VAS (голосовые развлекательные услуги)? Очевидно, что прогнозы аналитиков относительно бурного развития сегмента мобильного контента в нашей стране не оправдались. Как он будет развиваться в ближайшие годы на ваш взгляд?

– На мой взгляд, рынок развивается. Доля от VAS в общей струткуре доходов составляет около 11%, и скорее всего существенного изменения в данном соотношении в 2007 году не произойдет, но тут важно учитывать, что рост доходов сотовых операторов продолжится, поэтому в абсолютных значениях доход от VAS вырастет. Я бы не стал сводить весь VAS исключительно к услугам по предоставлению мобильного контента, так как активно развивается сегмент мобильного Интернета и сектор интерактивных контент-услуг.

– Как вообще операторам поднять ARPU (уровень доходности одного абонента)? Многие сети связи сегодня предлагают продажу мобильного контента и еще целый ряд сервисов, который раньше реализовывали только операторы. Как будет развиваться эта тенденция в ближайшие годы?

– Я думаю, что операторы продолжат «чистку» своей абонентской базы от так называемых «мертвых душ». Возможно, это приведет к отрицательным показателям по приросту абонентской базы, но таким образом операторы повысят свои финансовые показатели, в том числе и ARPU. Однако это технический метод. Если говорить о возможных дополнительных сервисах – безусловно, все операторы продолжат работу в данной области, но это, скорее всего, будут какие-то узкосегментированные предложения. К сожалению, разговоры о killer-application, появление которого способно «взорвать» рынок, как-то подутихли в последнее время. Мне кажется, что операторы будут активно развивать сегмент «мобильного Интернета» (хороший пример – компания «Билайн» предлагает своим абонентам коммуникатор OGO, оснащенный веб-браузером и инстант-мессежером), также, возможно, продолжат свое развитие LBS-сервисы, сочетающиев себе возможности сотовых сетей и GPS.

– В последние время со стороны специальных контролирующих органов резко возросла активность в отношении ввоза телефонных трубок. По данным таможенной службы до 20% продаваемых в России трубок – серые. Как вы можете охарактеризовать рынок «серого» импорта в России?

– Я бы согласился с оценкой нашей таможни, если это цифра за 2006 год в целом. Нашему государству удалось навести относительный порядок в данной области. Но, на мой взгляд, говорить о том, что «серые» и «черные» телефоны пропадут с рынка, я бы не стал, по крайней мере до тех пор, пока существует разница между ценой телефона у нас и за рубежом и сроках появления новинок, из-за чего всегда будут желающие на этом заработать. Есть и сегмент «экзотики» – то, что к нам официально не поставляется.

– Насколько сегодня качество сотовой связи в России отличается от европейского?

– Очень сложно судить, так как я мало пользовался услугами иностранных операторов. Но думаю, что речь идет о примерно одинаковом уровне развития, причем я бы отметил, что нашим операторам приходится решать куда более сложные задачи, поскольку площадь нашей страны очень большая и везде надо обеспечить приемлемый уровень связи. В принципе, я и коллеги не раз наблюдали такую картину, когда в зависимости от регионов наблюдается разница в качестве услуг, предоставляемых различными операторами.

– Что потребуется для модернизации GSM-сетей в сеть 3G? В какую сумму она обойдется?

– Фактически для модернизации сети GSM (2G и 2,5G, ну и иногда 2,75G) до сети стандарта 3G необходимо полностью модернизировать сеть, то есть, по сути, отстроить ее заново, за исключением объектов инфраструктуры. Объем инвестиций в подобный проект легко может достигнуть отметки в 1 млрд долларов.

– Реально ли покрыть сотовой сетью все населенные пункты России? Стоит ли такая задача хотя бы в теории?

– Количество «белых» пятен не покрытых сотовой связью неуклонно сокращается, но, думаю, говорить о том, что в ближайшее время сотовая связь покроет все населенные пункты в России – преждевременно. Сотовые операторы являются коммерческими организациями и поэтому при развертывании сетей они исходят именно из экономической целесообразности, а с этой точки зрения, небольшие населенные пункты в экономически слаборазвитых регионах не отвечают данным критериям. Но технологии не стоят на месте, так что не будем терять надежды.

– Относительно недавно был анонсирован и, соответственно, вышел на рынок долгожданный iPhone. Есть ли перспективы у этого устройства?

– Я думаю, что компания Apple приняла грамотное решение, когда решила выйти на рынок мобильных телефонов с устройством, относящимся к классу коммуникаторов. На мой взгляд, коммуникатор с максимально дружелюбным к пользователю интерфейсом имеет все шансы на успех. Но перспективы продукта все-таки сомнительны, поскольку он не являет собой ничего инновационного, а значит, и ничем не выделяется среди своих конкурентов.

– А когда на российском рынке может появиться это «чудо»?

– Как только iPhone появился в США, он практически сразу стал доступен и российским пользователям – правда, нелегально (это в продолжении темы «серого» рынка). А вот в качестве официального продукта россияне его увидят явно не скоро. Впрочем, могут и не увидеть совсем.

– Сергей, большое спасибо за интересные и исчерпывающие ответы на наши вопросы. Напоследок – ваше пожелание читателям?

– Стабильной связи, низких тарифов и хороших телефонов!

Автор: Артур Инджиев

Комментарии
  • Гость

    Как автор статьи, хочу сказать касаемо развернувшейся дискуссии по iPhone и не очень хорошему комментарию «гостя», который пытался заметить, что аналитик не компетентен, две вещи. Первая - речь шла об официальных поставках, которых до сих пор нет, что касается «серого» импорта - то «яблочные» трубки появились на наших просторах еще до своего выхода в США - это факт - но это уже к уделу Techi. Второе - сложно найти на российском рынке более компетентного мобильного аналитика - это тоже факт, - ведь Сергей Савин, во-первых, представляет очень известное консалтинговое агентство, а во-вторых, он - желанная персона даже в таких изданиях-«бонзах», как «Ведомости», «Коммерсант» и пр.

  • Olga 06.11.2007 00:46

    Можно и за 16 найти даже, если постараться. На iPhones.ru много предложений

  • zxzxzx 05.11.2007 23:17

    На Юноне уже продают по 24000 руб за штуку, работает у всех операторов России.

  • Гость

    Хм… Аналитик еще нейтрален - вон, уважаемый г-н Муртазин вообще на каждм ушлу клеймит IPhone, и я с ним во многом согласен!

  • Гость

    Вопреки утверждению «аналитика» импорт телефонов в 2007 году вырос примерно на 20% :-) Отсутствие инноваций в айфоне - это просто перл. Весь мир писает кипятком именно от идей (реализация половины из них еще очень сырая), а «аналитик» не усмотрел в этом продукте ничего нового… Остальное - из той же серии. Вы планируете открыть на сайте раздел мобильного юмора?

  • Гость

    Прикольный аналитик! Явно не разбирается в теме и не знает в чём отличие телефона от смартфона, а смартфона от коммуникатора. Ответ по iPhone просто поразил, оказывается, что он по классу коммуникатор и ничего инновационного в нём нет. Оба утверждения в корне не верны!

Написать комментарий