Мобильная ЛОХтерея

21.11.2006 20:00 Гость Клуб: Статьи

Казалось бы, давно прошло то время, когда наши вокзалы, рынки и прочие многолюдные места были заполонены так называемыми «лохотронами» — это и банальные наперсточники, и всевозможные подобия различных лотерей и розыгрышей, смысл которых, впрочем, был один – Вы всегда проигрываете! Можно, сказать сплошное зеро! То ли народ со временем стал осмотрительнее, то ли правоохранительные органы научились бороться с подобными мошенничествами, но уличных «разводил» стало гораздо меньше.

Вроде бы можно было только порадоваться и вздохнуть облегченно, но не тут-то было! Вытолкнули мошенников в дверь, а они полезли в окно, а точнее — в чехол, кобуру, на шнурок, или просто в карман, то есть туда, где вы держите свой мобильный телефон.

«Папа, я попал в переплет»...

закат солнца

Теперь преступникам нет необходимости  даже куда-то идти или ехать в поисках жертвы. Обманывают даже на расстоянии! Некоторые «деятели» умудряются совершать преступления, даже находясь в местах не столь отдаленных. Не так давно сыщиками Москвы была пресечена деятельность организованной преступной группы, которая действовала по следующей схеме. Человеку звонят на мобильный телефон и сообщают (представляясь при этом сотрудником ГАИ, следователем милиции или прокуратуры итд), что их сын ( брат, муж, жена, отец и т.д.), совершил наезд на пешехода и сейчас задержан. Но есть возможность договориться и не возбуждать уголовное дело, если Вы в течение короткого времени привезете туда-то и отдадите тому-то соответствующую сумму денег. Иногда преступники выдают себя за Ваших знакомых и даже самых близких родственников!

Расчет преступников прост — ошарашенный новостью человек не в состоянии проанализировать ситуацию и вряд ли сразу задумается над тем, чтобы проверить информацию.

В таких случаях МВД призывает граждан ни в коем случае не впадать в панику. В первую очередь разберитесь — действительно ли вам звонит ваш близкий друг или родственник. Для этого проще всего задать человеку вопросы, ответ на который может знать именно ваш близкий человек. Т.е. не надо спрашивать «кто выиграл во вчерашнем „Поле чудес“, лучше поинтересоваться (например, если речь идет о дедушки), что он написал в первом письме бабушке с войны. Или спросите вашего якобы брата,  как зовут его кошку. Вашего якобы друга — где вы в последний раз виделись. Якобы подруге скажите, что видели ее парня с другой — чужой человек на этот вопрос не отреагирует верно.

Конечно, можно попросить звонящего описать свою внешность, но иногда к таким „разводам“ подходят очень серьезно, так что злоумышленники вполне могут предварительно запастись фото „объекта“.

Кроме того, вместе панического собирания денег, позвоните кому-нибудь, кто знает о местонахождении „попавшего в беду“ человека. К примеру — можно связаться с его родителями. Вдруг он сегодня оставил машину дома. Либо позвоните самому неудачливому другу — а вдруг он спокойно сидит в кафе и радуется жизни? Впрочем, чаще всего мошенники еще до начала „операции“ начинают звонить жертве с таксофонов и бросать трубку. Вконец раздосадованный человек, как правило, выключает свой телефон. А если нет — звонки продолжаются. Так что якобы другу вы можете и не дозвониться. В этом случае вас спасут только личные вопросы.

Кстати, на подобные уловки попадаются даже известные люди. Недавно артист Аркадий Укупник попался на удочку злоумышленников. Ему позвонил якобы его сын и быстро сказал: „Я попал в переплет, сейчас с тобой будут говорить“. Аркадий был так взволнован, да и связь была плохая, в общем, не подумал — что это не его сын. Другой человек, взявший трубку, сказал, что готов „спустить дело на тормозах“, если Укупник принесет в означенное место несколько тысяч долларов. К счастью (вернее, наоборот), деньги у певца тогда водились и он тут же полетел выручать сына. Отдав деньги какому-то мужчине, который быстро ушел, Аркадий, наконец, сообразил набрать номер сына. Тот, как ни в чем не бывало, сидел у себя в офисе...

Велика ли проблема?

Стремительный рост рынка мобильной связи порождает желание мошенников получить дополнительные доходы. Видимо, именно по этой причине „телекоммуникационное“ жульничество приобрело серьезные масштабы. Интернет-агентство CNews приводит данные компании Subex Systems, по подсчетам которой убытки мировой

мошенничество

телекоммуникационной индустрии от злоупотреблений составляют не менее $35 млрд. в год, а атакам мошенников подвержены сети около 59% мировых компаний связи. Дошло до того, что слово fraud (обман, мошенничество) уже стало обозначать не жульничество в широком смысле этого слова, а именно мошенничество, связанное с телекоммуникациями. Уровень мошенничества в настоящее время достиг масштабов организованного бизнеса. Эти цифры вполне сопоставимы с оборотом таких компаний, как НР. При этом доходы мошенников вырастают ежегодно на 7%.  

Потери российских операторов неизвестны — они просто не называют цифры. Как пишет газета „Финансовые известия“, оператор МТС отражает потери от fraud в своей финансовой отчетности, правда не отдельной строкой, а в графе так называемой сомнительной задолженности. При этом в МТС не считают, что проблема приобрела глобальный характер. Например, проблем с кредитными планами нет, поскольку у МТС нет таких планов. Элементы кредитования есть в случае работы с крупными клиентами, но они мошенничеством не занимаются.

В компании „Вымпелком“ рассказали, что сами не несли потери от продажи на рынке фальшивых карточек оплаты — правда, во время массового выпуска злоумышленниками таких карточек убытки понесли дилеры компании. У „Вымпелкома“ есть кредитные тарифные планы, правда абоненты, которые их используют, составляют около 10% от общей клиентской базы. Здесь потери возможны, однако у „Вымпелкома“ есть система, позволяющая отключать тех абонентов, кто слишком „ушел в минус“.

В компании „Мегафон“ рассказали, что случаев мошенничества с использованием кредитных планов (у компании их нет) и фальшивых карточек не было. Единственная проблема, с которой иногда сталкивается „Мегафон“ — в компании подчеркнули, что эта проблема есть и у других операторов, — это так называемый „роуминговый“ fraud. Его причина в том, что иностранные операторы присылают информацию о разговорах клиента на их территории с запозданием и абонент начинает говорить фактически в кредит и не всегда потом платит.

Нежелание операторов говорить о своих проблемах понятна, однако оценки российского мобильного мошенничества все же существуют. CNews цитирует слова коммерческого директора Subex Systems Винода Кумара, приводящего данные Всемирного форума операторов GSM по борьбе с мошенничеством: российские операторы теряют более 10% доходов. При этом, согласно законодательству многих стран, если задолженность невозможно взыскать в течение определенного срока, оператор просто списывает долг.

ИТ-рынок оправдывает свое название — высокотехнологическому мошенничеству противопоставляются такие же решения. Существует даже специальное программное обеспечение для выявления и пресечения преступлений. В этом сегменте рынка лидируют продукты компании НР. На втором месте — компания Subex Systems. Такие системы следят за поведением клиента, отмечая неожиданные отклонения от нормы. Для этого операторы должны сами выработать определенный свод правил, а система будет информировать о их нарушениях. Например, частые звонки в такие страны, как Вьетнам, Индия, Нигерия могут вызвать подозрения — выходцы именно из этих стран часто занимаются подобными преступлениями. Внимание системы может вызвать резкий рост вызовов у одного абонента или многочасовой разговор. Также система формирует черный список подозрительных номеров. При этом, такая система не противоречит законодательству — сами телефонные разговоры не прослушиваются, а анализировать свою внутреннюю информацию компания может как угодно.

Вам приз!!!

За последнее время в филиал компании «Билайн» в Ставропольском крае участились обращения абонентов с просьбой помочь разобраться с платежами, которые они перечислили на чужой номер или же уточнить, когда и где можно получить приз от якобы приводившейся акции.

В основном мошенники просят под разным предлогом либо сообщить код карты платежей, либо зачислить на названный счет определенную сумму, передает ИА REGNUM. Чтобы все это выглядело правдоподобно, мошенники маскируются и прикрываются именами известных компаний, вызывающих у простого человека доверие. Чаще всего это популярная радиостанция «Европа плюс». К примеру, звонит вам радостный ди-джей и сообщает, что вы выиграли машину. Осталось только заплатить налоги — для этого надо купить пару карточек оплаты сотовой связи и активировать их на определенный номер...

Мошенники иногда говорят с абонентом лично, а могут выслать СМС, или даже записать голос робота. И ведь люди „ведутся“! Хотя налоги путем покупки карты оплаты — это, конечно, абсурд. Другой способ обмана — человеку опять же сообщают, что он выиграл приз. А спонсор конкурса — допустим, Билайн. Ну и для получения приза ди-джей просит купить карту оплаты Билайн и сообщить ее пин-код. Дальше уже все понятно...

Бывают случаи, когда мошенники прикрываются именами банков, выступают в роли покупателей машин, которым надо срочно помочь при помощи перечисления средств на чужой счет.

Все подобные обращения фиксируются, и информация по ним передается в службу безопасности компании, которая активно сотрудничает с правоохранительными органами и оказывает помощь в пресечении случаев мошенничества.

В связи со случаями мошенничества на Ставрополье, абонентам рекомендовано проверять информацию об акциях в справочных службах и на сайтах компаний, сохранять чеки и карты оплаты.

Другая волна „мобильного“ мошенничества идет и из другого региона — Татарстана, что значительно затрудняет работу милиции. При этом, мошенники зачисляют деньги на разные номера, сумма зачисления на один номер не превышает 300 рублей, что не является подсудным делом. Кроме того, попытки путем корректировки, по заявлению абонента, вернуть платеж зачастую бесполезны, так как деньги со счета мошенника сразу переводятся на другой номер.

Вот элементарная схема обмана — мошенник звонит абоненту и представляется сотрудников сотовой компании. Он говорит — мол, мы обнаружили, что ваш баланс уже почти равен нули и решили о вас позаботиться, а заодно презентовать вам новый способ оплаты — покупка карточки. Купив карту, человек перезванивает „оператору“ за обещанными инструкциями по активации. Мошенник просит сообщить информацию о карте (номер, пин-код) и обещает активировать ее через 5 минут. Но… этого, конечно, не происходит. Пока жертва „хлопает ушами“, преступник быстренько активирует карточку на свой счет.

Сотрудники милиции напоминают — НИКТО, ни ди-джей, ни оператор связи, НИКОГДА не имеют права требовать назвать пин-код карты оплаты. А если вам звонят, чтобы сообщить об обнулении баланса, прежде чем мчаться за карточкой, проверьте его самостоятельно. Проще всего сразу позвонить в офис радиостанции и удостовериться по поводу приза или в службу поддержки оператора (они уж точно всегда доступны абонентам). Конечно же, фантазия мобильных мошенников поистине безгранична,  и ни в одной статье невозможно описать все их методы и уловки. Главное, никогда не теряйте головы и, прежде чем отдать кому-то свои кровные денежки, подумайте: А НЕ МОШЕННИКИ ЛИ ЭТО?! 



Автор: Давид Джумакаев
Характеристики
Комментарии
Написать комментарий