"Мобильные мошенники" обокрали 10 миллионов россиян!

05.04.2008 12:59 lisa

Более 10 млн россиян стали жертвой мошеннических схем с применением сотовой связи, подсчитали в «Вымпелкоме». Исходя из того, что преступники обычно просят от 100 руб., можно предположить, что на своей деятельности они заработали не менее 1 млрд руб. Наказать преступников сейчас невозможно, отмечают эксперты. Усугубляет ситуацию еще и то, что сотовые операторы пока не спешат принимать кардинальные контрмеры, перекладывая всю ответственность на самих абонентов.

Компания «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), входящая в тройку крупнейших в РФ операторов сотовой связи, представила результаты маркетингового исследования о «мобильных» мошенничествах в России. По этим данным, на уловки жуликов поддались уже свыше 10 млн россиян.

Впрочем, эксперты считают эти данные заниженными. В действительности пострадавших больше, ведь многие из них по складу своей психологии скрывают, что стали жертвой обмана, говорит завкафедрой криминальной психологии МГППУ Сергей Ениколопов.

Как воруют

В ходу у мобильных жуликов несколько схем. Наиболее популярные — sms-сообщения с просьбой перечислить на указанный телефон некоторую сумму денег для пополнения счета, «лжемобильные лотереи», которые якобы проводят радиостанции, телефонные звонки, совершаемые якобы от имени оператора связи. Сумма, с которой обычно просят расстаться, как показал опрос, проведенный RB.ru, варьируется от 100 до 600 руб. Если перемножить эти цифры на 10 млн человек, которые, по данным «Вымпелкома», стали жертвами мобильных мошенников, то получится, что доходы жуликов составили не менее 1 млрд рублей.

Арсенал мобильных преступников постоянно пополняется. Одна из относительно новых схем — sms от имени оператора о переводе средств на ваш телефон. После этого следует звонок от человека, якобы по ошибке положившего на ваш счет деньги, с просьбой перечислить такую же сумму на «его» номер. Подвох же в том, что денег вам не переводили, а уведомление о пополнении счета — при ближайшем рассмотрении — оказывается фальшивкой.

Мошенники — неплохие психологи, их главная задача — не дать подумать, вынудить быстро купить карточки и перевести деньги, говорит Ениколопов. Чтобы «развести» «клиента», они используют имеющиеся в свободной продаже незаконные базы данных — налоговой инспекции, самих операторов, ГИБДД и пр. Доходит до того, что абонентам звонят с предложением откупиться за якобы задержанного правоохранительными органами родственника — имена при этом называются правильные. Суммы выкупа -100-500 тыс. руб.

Сравнительно честный способ отъема средств у населения

Несмотря на масштаб проблемы, бороться с ней очень сложно. В законе есть «огромная дыра», из-за которой большинство используемых схем становятся уголовно не наказуемы, рассказал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Ведь всегда можно сказать, что sms-сообщение с просьбой о деньгах отправлено по ошибке, а украденный телефон, с которого, как правило, совершается звонок, найден на улице.

По мнению эксперта, положить конец этому могли бы мобильные операторы, но они перекладывают всю ответственность на самих абонентов. Между тем методики борьбы с такого рода мошенничеством давно разработаны. В Великобритании, например, sms-центр, откуда ведется рассылка, блокируется, номер абонента и его данные заносятся в черный список, а деньги пострадавшему абоненту в некоторых случаях возвращаются. 

Лед тронулся

Мошенники активно действуют как в сетях трех крупнейших российских операторов — МТС, «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») и «Мегафон», так и в регионах (например, Tele2 в Новосибирской области). До последнего времени мобильные операторы закрывали глаза на просьбы проверить подозрительные звонки или sms, рассказывает Муртазин. Бывали случаи, когда службы поддержки отказывались соединять со службой безопасности по этому поводу, советуя обратиться в милицию. В милиции же ограничиваются «спасибом», т.к. собрать доказательную базу при нынешних законах невозможно.

Впрочем, постепенно ситуация все-таки меняется. Так, «Вымпелком» сегодня объявил о программе «Мобильная грамотность», направленной на предупреждение своих клиентов о методах мошенничества. Произошло это после того, как дело получило широкую огласку: нечистые на руку дельцы начали просить деньги от имени популярных радиостанций, сообщая о якобы имевших место выигрышах, а радиостанции стали сообщать о таких случаях в прямом эфире, отмечает Mobile Research Group. По мнению Эльдара Муртазина, нужно менять законы, нынешние же меры операторов продиктованы больше рекламными целями, чем стремлением пресечь мошенничества.

Комментарии
Написать комментарий